Советы новичку. Общие правила.

Путешествие на яхте дает новые незабываемые впечатления. Ветер, море, океан, дельфины, фантастические закаты и рассветы. При этом не стоит забывать, что это и определенный экстрим, к которому нужно быть готовым всегда. Следует раз и навсегда усвоить ряд правил, выполнение которых на борту яхты обезопасит вас и вашу команду от разнообразных неприятностей в вашем путешествии!

Самое главное правило на яхте — быстрое и безоговорочное выполнение команд капитана. Капитан на яхте отвечает за вас и за всю остальную команду во время плавания. Вся ответственность за действия команды всегда лежит на капитане, и потому его команда — закон. Никогда не пренебрегайте словом капитана, даже если вам покажется, что его мнение ошибочно. Вы обязаны подчиняться требованиям капитана яхты все время плавания, когда вы находитесь на борту яхты. Все обсуждения команд капитана происходят на берегу. В любой момент капитан имеет право «списать» любого члена команды на берег за невыполнение команд.

Советы капитану можно давать, но не во время швартовки или осуществления маневра. Если вы не участвуете в швартовке или выполнении маневра, найдите такое место на борту, где ваше присутствие не будет мешать выполнению маневра другим членам команды, при этом не отвлекайте никого вопросами или советами и не загораживайте обзор. Даже если вы ведете фото- или видеосъемку выполнения маневра. А если во время швартовки вас внезапно настиг срочный телефонный звонок, лучше всего будет,
если вы вместе с телефоном уйдете в кают-компанию или свою каюту.

Перед началом круиза вы должны четко знать, где расположен спасательный плот, а также порядок действий с ним, где лежат сигнальные ракеты и ваш личный спасательный жилет.

Перед выходом в море, даже если стоит отличная погода, всегда проверяем, что может в кают-компании, на камбузе и в своей каюте улететь на большой волне. Мимо может пролететь моторная яхта, поднять волну, и мы лишимся части еды и посуды, хорошего фотоаппарата или компьютера.

Перед швартовкой-отшвартовкой уточняем у капитана о своих действиях.

На борту яхты находится большое количество всевозможных приборов, инструментов, оборудования, и каждый предмет имеет свое место. Если вы воспользовались биноклем, обязательно верните его на место. Если передали кому-то бинокль, проследите, чтобы бинокль опять же вернулся на место. Аналогичная ситуация со всеми предметами морского оборудования (лебедки, ручки, карабины, пеленгатор и т.д.)

На борту яхты категорически запрещено распитие спиртных напитков. Все слабости — на берегу.

На борту яхты нельзя находиться в обуви, в которой вы ходите по улице. Песок, камешки, машинное масло с пристани и другая грязь не должны распространяться по яхте. Вошел на яхту — переобуйся в чистую обувь с мягкой подошвой либо ходи босиком.

Мытье палубы яхты производится только при задраенных люках. Морская вода внутри яхты, это промокшие спальные места и личная одежда, это влага под пайолами. По этой же причине необходимо задраить все люки перед выходом в море. Если вода попала в открытый люк, немедленно удалите ее ветошью.

При купании в море не забываем опустить купальный трап. А после купания снова поднять и надежно закрепить его в походном положении.

После купания не заходим в кают-компанию мокрыми. Иначе пол становится скользким и долго сохнет, кто-нибудь обязательно подскользнется. Перед купанием в открытом море следует заранее вынести на палубу свое полотенце.Так же нужно быть аккуратными при передвижении по мокрой палубе, неважно, от утренней росы или от морских брызг.

Экономьте пресную воду. Вода в переходе — это жизнь. Если на пути нет марин, то с запасом пресной воды на борту нужно быть очень бережными. Для экономии холодной и особенно горячей воды следует использовать простое правило. Окатился водой, выключил воду. Намылился — включил и смыл. Горячая вода идет из бойлера, где ее обьем ограничен, холодная наливается в маринах, которые стоят очень дорого. Посуда моется по тому же принципу. Ополоснули — выключили воду. Намылили, включили воду, смыли мыло.

Камбуз — источник травм. Будьте аккуратны во время приготовления пищи. Ваша травма, полученная во время перехода, может стать причиной прекращения путешествия для всей команды. Всегда помните об этом, когда беретесь за приготовление пищи на ходу. Горячая посуда, кипяток, острые углы — все это во время перехода и качки является причиной травматизма.

При сильном ветре не ходим по подветренному борту. Сдует за борт и никто не найдет.

При посадке в тузик и высадке из него не следует наступать ногой на борт, нужно перешагнуть, но не перепрыгнуть, через борт сразу внутрь. При этом одной рукой следует придерживаться за ближайший релинг на яхте, а другой рукой — за борт тузика. При этом все, кто уже находятся в тузике, должны сидеть на бортах и ни в коем случае не стоять. В тузике категорически не допускается вставать одновременно двум и более человекам.

На яхте допускается ходить босиком. При этом следует помнить о многочисленных углах, порожках, стальных вантах и прочих препятствиях, о которые можно споткнуться и повредить ноги. Передвигаться по яхте нужно аккуратно. В то же время вахтенные рулевые должны быть в обуви обязательно, так же как должны быть в обуви все принимающие участие в швартовке-отшвартовке или других маневрах. При этом сланцы надлежащей обувью не считаются. Только яхтенные туфли, кроссовки или сапоги.

В гавани стоят яхты и ночью во многих спят люди. Не шумите в гавани в ночное время суток. Да и днем старайтесь не кричать, не свистеть, это не принято.

Запрещается выбрасывать какой — бы то ни было мусор за борт как в гавани, так и в море.

Пользуясь гальюном, мальчики писают всегда только «по-морскому», т.е. сидя, независимо от уровня волнения. Категорически запрещено выбрасывать туалетную бумагу и предметы личной гигиены в гальюн. При пользовании душем воду нужно откачивать до конца во избежание ее застоя в отводных трубах.

Гальюном не пользуются во время стоянок в маринах, все марины оборудованы туалетными комнатами и душевыми. Гальюном также не пользуются во время дневных остановок для купания, подумайте сами, почему.

Хозяйственная вахта — по каютам, по два человека, начиная с левой кормовой и по часовой стрелке. В обязанности вахты входит приготовление горячего трехразового питания — завтрак, обед, ужин. Весь день обеспечивается чистота на камбузе. Покормили завтраком, со стола прибрали, посуду помыли. Все остальное время продукты и посуда доступны, но каждый перекусивший самостоятельно уже сам за собой прибирает и моет тарелку-вилку. Если погодные условия не способствуют работе на камбузе, допускается двухразовое горячее питание и хороший перекус с бутербродами, чаем-кофе.

В обязанности хозяйственной вахты входит вынос мешков с мусором на берег сразу по приходу в марину и завершению швартовки, а также перед самым выходом яхты в море. В каждой марине есть специальные контейнеры для мусора. Недопустимо оставлять мешок с мусором на причале.

По приходу в марину после завершения швартовки подключаем береговое электричество к яхте и заправляем пресную воду в соответствующие танки на борту яхты. Затем наводим порядок и делаем влажную уборку на палубе, в кокпите и внутри яхты, и только после этого можем идти в душ и на берег.

И еще о питании на борту. Если вы захотели перекусить (бутерброд, яблоко, йогурт, апельсин, стаканчик сока и пр), не делайте это в одиночку, предложите то же самое другим членам экипажа, в том числе несущим рулевую вахту. Отдыхающих в каютах в этом случае будить не стоит.

На ночную рулевую вахту следует просыпаться самостоятельно, используя все возможные будильники в личных телефонах, планшетах. По правилам хорошего тона рекомендуется встать за 20-25 мин до наступления своей вахты, чтобы успеть умыться, одеться в соответствии с погодой, приготовить чай-кофе-ночной перекус и с началом вахты выйти на палубу и заступить на вахту.

У каждого участника на борту яхты должен быть свой персональный спасательный жилет, который хранится в каюте. Во время перехода спасательный жилет надевается всегда ночью перед выходом на палубу, а в дневное время по указанию капитана. Страховочный линь в ночное время всегда должен быть пристегнут к релингам, поручням и т.п. Нахождение на палубе и в копите в ночное время, а также днем в штормовых условиях без спасательного жилета категорически не допускается.

Каждый участник хранит свои личные вещи в своей каюте. Кают-компания — не место для личных вещей.

Перед началом круиза экипаж выбирает казначея и формирует судовую кассу, которая обычно расходуется на покупку продовольствия для яхты, оплату стоянок в маринах и топливо по факту. Капитан для роли казначея не подходит по определению.

И самое главное правило — помощь попавшему в беду. Никогда не проходите мимо яхты, если вы увидели, что на яхте возникли проблемы. И уж тем более — никогда не отказывайте в помощи людям, которых настигло несчастье в море, даже если спасение нарушает ваши планы.

НАВЕРХ