Хождение за три моря. Часть 2. Пролив Чанакалле, Мраморное море, Стамбул, пролив Босфор, марина Тарабья.

последний рассвет

Приветливую бухту острова Бозджаада мы покинули на рассвете с таким расчетом, чтобы с восходом солнца войти в пролив Чанакалле. И вот мы в проливе! Ветер пока не торопится нас огорчать, встречное течение также почти не ощущается, наша яхточка, бормоча дизелем, резво бежит по проливу.

Суда в проливе 1Суда в проливе 2

Суда в проливе 3Экипаж с интересом наблюдает, как ближе к середине пролива в обе стороны проходят огромные грузовые суда — танкеры, контейнеровозы, сухогрузы и прочие «чемоданы» непонятного назначения. По берегам пролива стоят хорошо сохранившиеся старинные крепости, напоминающие о тех временах, когда владение этим проливом означало владение воротами к Черному и Азовскому морям.

Крепость 1

Крепость 2

Становится сложнее, когда поднимается встречный ветер, который в некоторых узких местах в сочетании с сильным встречным течением почти останавливает «Джанан» на месте. Скорость яхты падает, и приходится искать варианты, как двигаться дальше. Иногда для дальнейшего движения нужно уйти под другой берег пролива, для чего приходится выбирать подходящий момент для безопасного пересечения судохода. Был уже момент, когда скорость яхты упала до 2 узлов, и мы стали подумывать, где бы встать на якорь, переждать ветер и течение. Но обогнули мыс, который образовывал узкое место в канале. За этим мысом лодка прибавила в скорости, а чуть позже мы смогли уйти под берег и спрятаться от встречной крутой волны. Жизнь понемногу налаживалась. Но и Чанакалле закончился. Прошли мы его при свете дня, как и было в наших предварительных планах.

Выход в Мраморное море

Мраморное море

Впереди Мраморное море, надвигающиеся сумерки и дилемма, куда идти дальше — к проливу Босфор или остановиться на ночевку в одной из гаваней Мраморного моря. Штурман крутил навигатор во все стороны, но решение напрашивалось единственное верное: чтобы не терять лишние сутки пути, нужно идти без остановки через Мраморное море кратчайшим путем к проливу Босфор. В этом случае в Босфор мы войдем утром и у нас будет целый световой день на его прохождение. Как ни хотелось экипажу вечером выйти с борта яхты на твердую землю, пришлось вместо этого поужинать на борту, ознакомиться с очередным ночным графиком вахт и всем, кроме вахтенных, идти спать. Ночь в Мраморном море была одной из самых спокойных ночей — волны нет, течения нет, ночной ветер с берега помогал дизелю, и «Джанан» резво бежала рассекая воды Мраморного моря. Характер Мраморного моря тоже изменился по сравнению с Эгейским — цвет воды несколько позеленел, чаще стал встречаться на поверхности моря различный мусор, начиная от травы и различных деревяшек и заканчивая обычным пластиковым мусором.

Около Стамбула 1

Около Стамбула 2

Около Стамбула 3

Утро застало нас на подходах к Стамбулу. Огромный город раскинулся вдоль берега по нашему левому борту. А напротив берега, почти на всем протяжении, стояли огромные суда на внешнем рейде, ожидая кто-то погрузки, кто-то разгрузки, кто-то просто в ожидании получения разрешения на прохождение Босфора. И наша маленькая «Джанан» оказалась среди них, как птичка среди левиафанов.

Левиафан 1

Левиафан 2

Потом начался собственно пролив Босфор, все левиафаны, стоящие на якорях, остались позади, но зато впереди появилось несметное количество всяких морских трамвайчиков, паромов, прогулочных судов, совершенно хаотично передвигавшихся как вдоль пролива, так и поперек его во всевозможных направлениях. Весь экипаж находился на палубе и все, кроме вахтенного рулевого, а досталась эта вахта Старпому, неотрывно наблюдали за быстро перемещающимися паромами и прогулочными судами, количество которых росло на глазах у изумленного экипажа.

Серфинг 1

Серфинг 2

Серфинг 3

Серфинг 4

Серфинг 5

Примерно через час такого ралли количество шныряющих вокруг «Джанан» судов стало понемногу уменьшаться, напряжение, царящее на борту, стало также спадать. Кто-то заметил, что из-за этих скачек время обеда было безвозвратно упущено… В экипаже назревал голодный бунт. Штурман быстренько что-то повычислял на своем планшете и объявил, что до ближайшей марины осталось идти около полутора часов, а там уж все стамбульские портовые рестораны давно нас заждались!

Стамбул 1

Стамбул 2

Стамбул 3

Стамбул 4

Стамбул 5

Стамбул 6

Небольшая марина Тарабья расположена на левом берегу Босфора, в некотором отдалении от центральной части Стамбула. Но при этом вокруг марины кипит вполне столичная жизнь, — по улицам сплошной вереницей идут городские и туристические автобусы, такси, всевозможные грузовички, мотоциклы и прочий транспорт. Вдоль всех прилегающих улиц на первых этажах зданий расположены банки, магазины, ресторанчики, какие-то туристические офисы. Все дружно вспомнили о пропущенном обеде и пошли поужинать в ближайшее кафе. Кафе, которое мы выбрали, предлагало готовую еду. Мы все сначала рассматривали несколько стеклянных витрин, в которых находилось около трех десятков самых разнообразных блюд турецкой кухни. Затем мы подходили к девушке за стойкой и показывали, кто какие блюда желает заказать. Для нас нашли один большой стол, мы расположились, и тут начали приносить нашу еду. Мы были голодные, и каждый заказал примерно по 2-3 разных блюда. После того, как примерно половина всех блюд была доставлена, место на столе закончилось. Потом, когда место на столе снова появилось и принесли еще часть оставшихся блюд, закончилось место в наших желудках! Последние блюда мы доедали медленно и сосредоточенно.

Утром следующего дня экипаж тепло попрощался с Радистом, которому срочно нужно было вернуться домой. Совершенно неожиданно для всех, к Радисту присоединился Рулевой, сославшись на то, что он давно устал от этой самой яхты и вообще, на земле ему лучше, и больше не придется тратить самого себя на камбузе…

Продолжение: Часть 3. Черное море, шторм.